4. Количество и назначение ученических тетрадей. 4.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося: Предмет Класс -1 Русский язык 2 рабочие тетради в линейку; Математика 2 рабочие тетради в клетку; Окружающий мир Допускается тетрадь на печатной основе Литературное чтение Допускается тетрадь на печатной основе Предмет Математика Русский язык Литература Окружающий мир Биология География Химия Количество тетрадей 2-4 классы 2 рабочие тетради в клетку , 1 тетрадь для контрольных работ в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 2 рабочие тетради в линейку, 1 тетрадь по развитию речи, 1 тетрадь для контрольных работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 тетрадь в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 5-9 классы 2 рабочие тетради и 1 тетрадь по геометрии, 1 тетрадь для контрольных работ в клетку 10-11 классы 2 тетради по алгебре, 1 тетрадь по геометрии, 1 тетрадь для контрольных работ в клетку. 2 рабочие тетради в 1 рабочая тетрадь в линейку, 1 тетрадь клетку, 1 тетрадь для для контрольных контрольных работ работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для творческих работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 тетрадь в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь в клетку, контурные карты, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь в клетку, 1 тетрадь для лабораторных работ Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи - 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь в клетку, контурные карты, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь в клетку, 1 тетрадь для лабораторных работ Физика - 1 рабочая тетрадь в 1 рабочая тетрадь в клетку и 1 тетрадь для клетку и 1 тетрадь для лабораторных работ лабораторных работ Информатика - 1 рабочая тетрадь в клетку 2 рабочих тетради в линейку, тематический словарь, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь в клетку Иностранный язык 1 рабочая тетрадь в линейку, тематический словарь, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Основы 1 рабочая тетрадь безопасности и защиты родины, музыка История 1 рабочая тетрадь в клетку , допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Обществознание Изобразительное искусство Труд (технология) 1 рабочая тетрадь в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК. Альбом Альбом Допускается 1 рабочая тетрадь использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК Предметы учебного 1 рабочая тетрадь плана, формируемые участниками образовательных отношений компонента 1 рабочая тетрадь в клетку 2 рабочих тетради в линейку, тематический словарь, тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь в клетку 1 рабочая тетрадь в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь в клетку, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь 4.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. В начальной школе ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день. 5. Требования к оформлению и ведению тетрадей учащимися. 5.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются только начиная с 10-го класса. 5.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. 5.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи). Образец надписи: Тетрадь для работ по русскому языку учени__ ___ класса МОБУ СОШ № 25 ________________ ________________ (Ф.И ученика) Английский язык English Galina Sedova Form 2A 5.4. Тетради учащихся 1 класса подписывает учитель. 5.5. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету. 5.6. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) записывается дата цифрами на полях. 5.7. На каждом уроке изучения новой темы, в тетрадях следует записывать тему урока (на отдельной строке), а на уроках по русскому языку, математике – указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса. 5.8. Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе (III четверть). 5.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу). По математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка; между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). 5.10. Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру. В 1-4 классах по математике словосочетание Контрольная работа не пишется. В тетрадях обучающихся 5-11 классов по математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведётся в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя (без указания темы). Например: Контрольная работа №3. 5.11. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки. 5.12. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. 5.13. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки. 6. Количество контрольных работ. 6.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается рабочими программами по предмету 6.2. Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению. 6.3. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы; - в конце учебной четверти, года; 6.4. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется графиком, составленным заместителем директора в соответствии с рабочими программами и по согласованию с учителями. В общешкольный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся. 6.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по согласованию с заместителем директора по УР. 7. Порядок проверки письменных работ учителями. Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью педагогического процесса и выполняет в нём различные функции: воспитывающую, обучающую, развивающую, диагностическую. 7.1. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима; соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся по письменным предметам (русский язык и математика); своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ; проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах к следующему уроку; Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились; Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке». Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете; 7.2 УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: а) по русскому языку 5 класс и 6 класс в 1 полугодии –рекомендуется проверять все домашние и классные работы учащихся, Во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классы - рекомендуется ежедневно проверять работы у слабых учащихся, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись; 10-11 классы - рекомендуется ежедневная проверка работ у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся. б) по литературе 5-11 классы - проверка тетрадей по необходитмости. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе заполняет график проведения контрольных работ. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. 7.3. УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: а). 5 класс – рекомендуется в 1 полугодии проверять все домашние и классные работы учащихся, во 2 полугодии ежедневно проверять работы у слабых учащихся, у всех остальных - наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю; б). 6-8 классы – рекомендуется ежедневно проверять работы у слабых учащихся и наиболее значимые у всех остальных, но не реже двух раз в месяц; в). 9-11 классы – рекомендуется ежедневная проверка работ у слабых учащихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете. 7.4. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть. Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п. Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. 7.5. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, ИНФОРМАТИКИ Контролирует наличие у учащихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются по мере необходимости. Выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п. Хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года. Все виды контрольных, практических и лабораторных работ проверяются у всех учащихся. 7.6. УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: а). 5 классы –рекомендуется проверять тетради после каждого урока в течение I полугодия и не реже одного раза в неделю во втором полугодии; 6 классы - рекомендуется проверять тетради. после каждого урока у слабых учащихся. У всех учащихся тетради должны быть проверены один раз в неделю; б). 7-9 классы - рекомендуется проверять тетради после каждого урока у слабых учащихся, у сильных - наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели. в). 10-11 классы - рекомендуется проверять тетради у всех учащихся. Тетради . проверяются 1 раз в учебную четверть, а тетради-словари - 1 раз в месяц. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете. 7.7. УЧИТЕЛЬ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ), ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ, МУЗЫКИ Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету. Рекомендуется осуществлять выборочную проверку тетрадей. 7.8. УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования. Рекомендуется проверять каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения. 8. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы: 8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля по следующей схеме: Учитель; Класс; Соответствие количества тетрадей количественному составу класса; Выполнение единого орфографического режима; Регулярность проверки; Соответствие отметок существующим нормам; Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.); Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками); Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей); Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам; Разнообразие форм классных и домашних работ; Дифференцированный подход.